Галерея изящных искусств, расположенная в центре поселка художников Хизе, занимает виллу конца XIX века с пристройками 1950 года. Десять лет назад владельцы провели капитальный ремонт всего комплекса зданий, экспозиционное пространство было модернизировано и увеличено. Сад скульптур, примыкающий к дворовому фасаду, также получил новый образ.
Несмотря на архитектурное обрамление, сад благодаря своей закрытости, композициям с деревьями, травам сохраняет обаяние сельской местности.
Сад скульптур спрятан в глубине участка, его совсем не видно от дороги за домом, окруженным величественными деревьями. Бук европейский ‘Purpurea’, дуб красный, метасеквойя (Metasequoia glyptostroboides) и несколько экземпляров березы пушистой остаются здесь как эхо воспоминаний о роскошной жизни и идиллической атмосфере, царившей при прежних владельцах, и являются неотъемлемой частью садового дизайна.
Вход в галерею обрамлен темной зелено-синей изгородью из подстриженных падубов Мезерва ‘Blue Angel’. Этот элемент дизайна абстрактно объединяет классическую архитектуру строений с функциональностью сада.
Монументальные ворота, выполненные скульптором Тео Коененом, стоят на границе между общественной зоной у входа и садом скульптур, художественно определяя место разрыва между ними.
В целом философия проекта связана с концепцией «комнаты без крыши», исторически характерной для итальянского садово-паркового дизайна.
Пространство сада скульптур полностью закрыто, оно изолировано от окружающей среды высокими изгородями и сосредоточено на своем внутреннем содержании.
Чередование открытых и закрытых участков внутри сада создает определенную интригу. Проход по территории площадью 3000 м2 организован так, что во время прогулки посетитель встречает множество скульптур и постепенно знакомится с садом, предлагающим неожиданные виды.
Живая изгородь из бука европейского (Fagus sylvatica) представляет собой стены — это архитектурный элемент, с помощью которого сформированы зеленые комнаты музея под открытым небом. Шесть зеленых зон взаимосвязаны, а со временем, когда деревья достигнут полной зрелости, они будут восприниматься как секретные сады. Четко спланированные, они оформлены стриженой скульптурой из тиса ягодного и самшита вечнозеленого, которая в свою очередь выступает фоном для скульптуры из коллекции галереи.
Особенность проекта в том, что в саду нет ни одного уголка, где экспонаты галереи конкурировали бы с цветами. Потому что проектировщики отказались от растений, доминирующих яркой расцветкой и отвлекающих внимание посетителей от созерцания произведений искусства.
Из дома в сад выходит терраса, частично покрытая стеклянными пластинами с украшениями в виде плавающих по поверхности воды листьев. Ниже начинается сад с бассейнами, в которых живут карпы кои. Это симметрично спланированная зона с тремя водоемами и параллелями живых изгородей из бука европейского, перед которыми «расставлены» простые фигуры из стриженого тиса. За ровными стрижеными стенами в идеальном ритме посажены ряды декоративных груш (Pyrus calleryana ‘Chanticleer’).
По одной из кромок бассейнов проходит линия синего света, которая оканчивается на световой колонне высотой 7 метров, — небо и окрестности объединены здесь в одно точке.